вторник, 17 апреля 2018 г.

Музей современного искусства "Гараж". Трансатлантическая альтернатива, Дельфин в фонтане или советские шестидесятые?

В Москве выдался солнечный апрельский день. В парке культуры и отдыха им. М. Горького распускаются и балуют прохожих своей роскошью первые весенние цветы. Вальяжно и чинно прогуливаются утки на ещё замёрзшем Голицынском пруду, на всей территории парка слышны птичьи перезвоны, а шустрые белки сменяют зимние шубки на летнее одеяние. Повсюду весенние отголоски, природа пробуждается от продолжительной зимней спячки.  

Неспешно прогуливаясь вдоль набережной Москвы-реки, я обнаружила указатель с надписью "Гараж". При близком рассмотрении Гараж представляет из себя музейный комплекс современного искусства. Что есть современное искусство? Сложность геометрических форм или попытка авторов выразить свои чувства в произведении и тем самым выделиться из толпы простых обывателей? Долго не раздумывая, я решила разобраться и отправилась на просмотр выставочных композиций.

Выставка Андро Векуа "Дельфин в фонтане" открывается 8-минутным видео "У окна". В комнате фигура сидящего подростка - он закинул ноги на стол. На заднем плане сменяют друг друга морские пейзажи, здания, кинофрагменты с размытыми очертаниями людей. Комнату озаряют всполохи неонового света, идущие извне. Весьма спорное и в то же время занимательное видео. Специалисты объясняют: " Подросток на экране - это ростовая скульптура, "фигурина", которая, кажется, способна к простому механическому движению, но так и остаётся неподвижной. При этом поза её - как и во многих работах Векуа - острая, характерная, выражающая отстранённость, выключенность".

Эта "своевольность" позы заметна и в живописных работах, представленных в следующем зале. В этой серии изображён сидящий мужчина со сложенными руками, при этом в его позе есть что-то, укоренённое в экспрессионистской традиции. Рядом стоят две скульптуры: огромный волк и человек. Собранные вместе, эти элементы очерчивают пространство, отделяют его от внешнего, динамичного, понятного; в проектах Андро Векуа есть место подобной "глухой", исключённой ситуации, при этом связи между элементами не очевидны, не пальпируются при "первичном осмотре". "Вещи держатся вместе неясным материалом, который мы не можем увидеть или измерить. Мне интересно, как можно достичь этих пустых промежуточных пространств", - говорит сам художник. "Дельфин в фонтане" - поток сознания абхазского художника, эмигрировавшего в Европу. Возможно, Андро Векуа представляет себя в образе подростка, а на заднем плане сменяют друг друга морские пейзажи родного Сухуми. Тоска по оставленной родине? Вопрос риторический и лишь сам автор сможет дать ответ на него.












Трансатлантическая альтернатива

Кинетическое искусство и оп-арт в Восточной Европе и Латинской Америке в 1950-1970-е

Для советского общества 1960-х годов научно-технический прогресс был аналогом утопических идей революции 1917 года. Страна гордилась космонавтами и физиками-ядерщиками - первооткрывателями "мирного атома", а научно-популярные журналы "Наука и жизнь" и "Знание-сила" были менее востребованы, нежели гуманитарная периодика. Хрущёвская оттепель позволила многим художникам обратиться к ранее запрещённым визуальным формам первых десятилетий ХХ века. Кинетическое искусство, появившееся в Москве в начале 1960-х, отличалось от других направлений нонконформистского искусства тем, что прямо апеллировало к радикальным экспериментам супрематистов, конструктивистов и производственников 1920-х. Наиболее ярким и в то же время противоречивым эпизодом в истории советского кинетизма является история "коллектива свободных художников", сложившегося в 1962 году вокруг Льва Нусберга. В конце 1964-го эта группа единомышленников приняла название "Движение". Здесь воссозданы работы и общее оформление двух ключевых выставок, на которых были показаны наиболее значимые кинетические объекты и геометрические абстракции. Первая из выставок - "На пути к синтезу искусств". Экспозицию предварял большой щит с цитатой из Ленина: "Искусство принадлежит народу" (Нусберг воспользовался ею, чтобы выставка получила одобрение властей). Вторая, "Выставка кинетического искусства", прошла в ленинградском Доме архитекторов в 1965 году. Пол зала покрыл увеличенный план экспозиции, нарисованный Львом Нусбергом, что даёт возможность оценить масштабность планов лидера группы. В итоге лишь небольшая часть Дома архитектора была заполнена работами, а длинный выставочный стенд так и не был построен.

Вот такое небольшое вступление перед рассказом об экспонатах данной выставки. Теперь перейдём к созерцанию искусства.

Интерес представляет экспонат бразильской художницы еврейского происхождения Миры Шендель. В 1960-е многолетний интерес Шендель к языку, его ограничениям и возможностям, стал проявляться в её работах. В нескольких сериях этого периода она вычленяла отдельные буквы, слова или предложения на разных языках и переносила их на тонкую рисовую бумагу, фиксируя затем листы на оргстекле. Демонстрируя составные элементы языка, Шендель указывала на недостатки устной и письменной речи, на её ограничения, но и одновременно на её бесконечную вариативность. Мотивы видимости и прозрачности также играли важную роль в её творчестве.

Инсталляция "Тихие волны вероятности". Работа состоит из 20 000 почти незаметных при первом взгляде отрезков лески, свободно свисающих с потолка и заполняющих всё пространство зала. По мере движения вокруг инсталляции создаётся ощущение вибрации тонких нитей, а силуэты других зрителей изменяются. С одной стороны, "Тихие волны вероятности" отсылают к чувству утраты своих корней, от которого художница страдала всю жизнь. С другой - это горький комментарий к репрессивной культурной политике, пришедшей к власти военной диктатуры.


Другая художница Гего (Гертруда Луиза Гольдшмидт) в своих работах решила использовать новые, прочные материалы, она предпочитала старые кабели, проволоку, верёвки и нейлон. Скульптуры из серии "Рисование без бумаги" представляют собой сплетённые вручную трёхмерные конструкции из подобных материалов. Они являются продолжением исследования художницы свойств линии в двухмерном пространстве и её потенциала создавать формы и объёмы в пространстве трёхмерном. Тени, которые отбрасывают работы работы Гего, являются важной частью её произведений, демонстрируя, как нематериальное может быть ощутимым.


Французский художник Хулио Ле Парк любил работу со светом. В своих первых опытах он помещал источник света в небольшой контейнер, стенки которого были сделаны из множества плексиглассовых экранов различных цветов и форм. Целью художника было не создание световых картин, а скорее экспериментирование с возможностями визуального восприятия, предоставляемых этой конструкцией. Затем его внимание сместилось на организацию нестабильных ситуаций - например, с помощью воздушных потоков, пронизывающих выставочное пространство. Позднее он создал целый лабиринт из подобных дезориентирующих структур. 

Вариация лабиринта. Движущиеся зеркала, фрагменты реальных и отражённых частей, силуэты людей образуют удивительное пространство, которое открывает зрителю новые возможности наблюдения за собой. По убеждению Ле Парка, между его творческой практикой, подразумевающей участие зрителей, и политическим сознанием существует прямая связь. 

Эксперименты польского живописца Войцеха Фангора с оптическими иллюзиями основывались на создании впечатления, будто изображение выходит за собственные пределы. Для этого Фангор использовал технику, близкую офумато, которая заключается в растушевке контуров фигуры. В отличие от феномена перспективы, создающей впечатление глубины, картины Фангора внушали зрителю ощущение, будто пространство исходит из картины навстречу ему. Этот приём стал исходным пунктом для изучения возможностей живописи. Художник экспериментировал с остаточными изображениями, контрастом, изменением насыщенности тона, различием в размере и расположении работ, называя это отправной точкой позитивного пространства иллюзии.























 Не менее любопытны представленные на выставке пространственные композиции скульпторов. 

Что за существо на снимке ниже? Пространственная птица Лигии Кларк (1960г.)


Говоря о пространственных композициях выставки, нельзя не упомянуть о Магделене Венцек. Будучи известным польским скульптуром она создавала работы небольшого масштаба, экспериментируя с выразительными возможностями стали, алюминия и бронзы.

Помимо скульптур, предназначенных для конкретных городских локаций, Венцек занималась более камерными проектами, среди которых - серия "Восхождение", сделанная из бронзовых полусфер (как сплошных, так и полых) и представляющая собой своего рода трёхмерные моментальные снимки объектов в движении. 


Ниже представлены работы Вячеслава Колейчук. 
Самовозводящаяся структура (1968г.). Материалы: фанера, дюралюминий, сталь, электродвигатель, нитроэмаль.



Двойная спираль (1968г.). Материалы: дерево, алюминий, леска, темпера.

В заключение хочу отметить работу российского художника, автора геометрических абстракций, кинетических объектов - Александра Григорьева. "Кинетический маньеризм" именно так называет свой стиль автор.  Так ли это, давайте посмотрим видео работы, представленной на выставке Кинетический объект

 Участник группы "Движение" А. Григорьев реализовал такие проекты, как кинетическая модель "Киберсобытие", детская игровая среда "Остров цветов" для пионерского лагеря "Орлёнок", оформление выставки, посвящённой 50-летию советского цирка. В 1971 году стал одним из создателей декораций к фильму "Комитет 19-ти" режиссёра Саввы Кулиша, а в 1972 году принял участие в конструировании кинетических ансамблей для промышленной выставки "Электро-72" в Москве.





Дата посещения: 12 апреля 2018г.

1 комментарий:

  1. Ох уж это современное искусство!
    Один из увиденных мною рекламных банеров подобной выставки гласил -
    "20 тонн современного искусства"!
    На мой взгляд "ЭТО" именно так можно и назвать - ТОННЫ!
    Чего?
    Каждый пусть решает для себя сам!
    Спасибо автору за сэкономленное время на посещение подобной выставки.

    ОтветитьУдалить