Ťепло августовского солнца и преддверие наступающей осени мотивировали меня вскочить в последний вагон уходящего лета и отправиться в велопутешествие по Тверской области. Я уже неоднократно рассказывала на страницах своего блога о подобных поездках, о местной истории и достопримечательностях. В этот раз мой путь пролегал по новому маршруту протяжённостью в 60 км до усадьбы Знаменское-Раёк, что представляет собой дворцово-парковый комплекс, некогда принадлежавший генерал-аншефу Ф.И. Глебову. Архитектурный ансамбль находится в запустении, хотя по-прежнему к нему стремятся влюблённые пары в свадебных лимузинах и обычные любители старины. Место в кругу новоторов известное, но мало кто знает, что всего лишь в 2 км от усадьбы в деревне Васильева гора в чистом поле располагается часовня-ротонда Даниила Столпника. Именно о ней и пойдёт речь в этой статье.
По дороге к Васильевой горе - поле, засеянное кукурузой.
По дороге к Васильевой горе - поле, засеянное кукурузой.
После местечка Знаменское-Раёк асфальт заканчивается. Совсем немного грунтовой дороги, плавный подъём в горку и с левой стороны уже виднеется уединённо стоящая в поле ротонда, что представляет собой памятник львовского классицизма. Обнесённое по кругу колоннадой, строение видится античным храмом. Данная постройка и есть не что иное, как часовня Даниила Столпника - достойный образец "палладианства", корни
которого уходят к работам итальянского зодчего эпохи Высокого
Возрождения. Согласно ряду источников, Н.А. Львов тщательно изучал творческий путь Андреа Палладио. Однако иные климатические условия, другой жизненный уклад в сочетании с фантазией мастера позволили создать свою неповторимую композицию, что некогда украшала деревню Васильева Гора. В настоящее время архитектурный комплекс находится в полуразрушенном состоянии. Входная дверь заперта на ключ. В решетчатых окнах присутствуют отверстия, благодаря которым удалось сделать несколько снимков.
Скорее всего Н.А. Львов, создавая часовню, полагался на опыт своего итальянского учителя и перенёс на неё черты, свойственные архитектурному стилю Виллы Ротонда (La Rotonda). Зданию присуща идеальная симметрия, основанная на тщательно просчитанных математических пропорциях. Интересна архитектурно-стилевая обработка. Способ оформления капители, что выполняется в виде двух противоположно расположенных волют, указывает на принадлежность к ионическому ордеру.
Вот он, спиралевидный завиток с "глазком" в центре. Не храм Артемиды Эфесской, конечно, но кто по фото догадается?
По данным многочисленных источников, Винченцо Скамоцци отвечал за отделку и дальнейшее строительство виллы после смерти Палладио. Идея создания купола-ротонды наподобие римского Пантеона принадлежит этому талантливому ученику и архитектору итальянского ренессанса. Из круглого отверстия сверху купола, по изначальному замыслу создателей, солнечный свет проникает внутрь помещения, стены которого покрыты искусными фресками-обманками. Оптическая иллюзия того, что изображённый объект - в трёхмерном пространстве, хотя в действительности он расположен в двухмерном.
Часовня в Васильевой горе, на первый взгляд, создана по образу и подобию. Из-за ограниченного поля видимости заснять внутренний облик помещения было достаточно сложно. Как видим, Н.А. Львов отступил от ряда канонов по созданию ротонды. Отверстие в верхней части купола отсутствует, а свет проливается внутрь здания из окон с полукруглыми арками. Потолочная поверхность украшена концентрическими окружностями разных цветов, от общего центра которых отходят чуть видимые лучи. Очевидная интерпретация солнца, в сторону которого направлены взгляды херувимов на ниже расположенных фресках.
Купол ротонды увенчан золоченым ангелом, чьи блики так красиво смотрятся в лучах солнца.
Многие из фресок достаточно хорошо сохранились, не потеряли яркости красок. Для ознакомления с фресковой росписью я постаралась выбрать наиболее удачное из всех фото. Если присмотреться, то в грозном старце, разъезжающим в огненной колеснице по небесам, угадывается пророк Илья. Он всегда внушал почтение верующих, граничащее со страхом.
Росписи на стенах упрощённо повторяют зарубежные фрески, даже латинские надписи. Аллегории наук и добродетели. "Cognitio" (лат. познание) читается на фото ниже. "Causarum" (лат. причина). Работы достаточно просты и наивны в своём исполнении, но явно сделаны под руководством мастера.
Известно, что Н.А. Львов в своём творчестве стремился следовать законам и принципам античного наследия, работам итальянского зодчего. Однако точного воспроизведения и копирования не происходило, каждая работа русского архитектора уникальна.
Упс... а это уже я исследую руины усадьбы Ф.И. Глебова.
Дата путешествия: 25 августа 2018 г.
Скорее всего Н.А. Львов, создавая часовню, полагался на опыт своего итальянского учителя и перенёс на неё черты, свойственные архитектурному стилю Виллы Ротонда (La Rotonda). Зданию присуща идеальная симметрия, основанная на тщательно просчитанных математических пропорциях. Интересна архитектурно-стилевая обработка. Способ оформления капители, что выполняется в виде двух противоположно расположенных волют, указывает на принадлежность к ионическому ордеру.
Вот он, спиралевидный завиток с "глазком" в центре. Не храм Артемиды Эфесской, конечно, но кто по фото догадается?
По данным многочисленных источников, Винченцо Скамоцци отвечал за отделку и дальнейшее строительство виллы после смерти Палладио. Идея создания купола-ротонды наподобие римского Пантеона принадлежит этому талантливому ученику и архитектору итальянского ренессанса. Из круглого отверстия сверху купола, по изначальному замыслу создателей, солнечный свет проникает внутрь помещения, стены которого покрыты искусными фресками-обманками. Оптическая иллюзия того, что изображённый объект - в трёхмерном пространстве, хотя в действительности он расположен в двухмерном.
Часовня в Васильевой горе, на первый взгляд, создана по образу и подобию. Из-за ограниченного поля видимости заснять внутренний облик помещения было достаточно сложно. Как видим, Н.А. Львов отступил от ряда канонов по созданию ротонды. Отверстие в верхней части купола отсутствует, а свет проливается внутрь здания из окон с полукруглыми арками. Потолочная поверхность украшена концентрическими окружностями разных цветов, от общего центра которых отходят чуть видимые лучи. Очевидная интерпретация солнца, в сторону которого направлены взгляды херувимов на ниже расположенных фресках.
Купол ротонды увенчан золоченым ангелом, чьи блики так красиво смотрятся в лучах солнца.
Многие из фресок достаточно хорошо сохранились, не потеряли яркости красок. Для ознакомления с фресковой росписью я постаралась выбрать наиболее удачное из всех фото. Если присмотреться, то в грозном старце, разъезжающим в огненной колеснице по небесам, угадывается пророк Илья. Он всегда внушал почтение верующих, граничащее со страхом.
Росписи на стенах упрощённо повторяют зарубежные фрески, даже латинские надписи. Аллегории наук и добродетели. "Cognitio" (лат. познание) читается на фото ниже. "Causarum" (лат. причина). Работы достаточно просты и наивны в своём исполнении, но явно сделаны под руководством мастера.
Известно, что Н.А. Львов в своём творчестве стремился следовать законам и принципам античного наследия, работам итальянского зодчего. Однако точного воспроизведения и копирования не происходило, каждая работа русского архитектора уникальна.
Упс... а это уже я исследую руины усадьбы Ф.И. Глебова.
Дата путешествия: 25 августа 2018 г.


Опять неожиданно, будоражаще и волнующе!
ОтветитьУдалитьЗаброшенные развалины с чудесным внутренним содержанием и одухотворённым наполнением, богатым прошлым, пропитывающей гордостью за родные места историей!
А сколько ещё таких забытых россиянами местечек!
Спасибо за очередное маленькое открытие!